"Кубань в лицах"
Первая зодчая нашего города
«…Четырех не возьмем, но не отпустим»
Первое впечатление 25-летнего архитектора (о профессии мечтала с детства, перерисовывая из журнала многоэтажные здания) Нади Сухановской от Краснодара образца сентября 1947-го было грустным: если от дома оставалась стена, к ней пристраивали три - и селили людей. Работы было много: проекты восстановления разрушенных зданий, планы реконструкции, привязки, пристройки и достройки. В съемной комнате у рынка вечно пахло рыбой (за стеной жили торговцы ею), а ночами во дворе стояли гробы - готовая продукция других соседей.
«Я постоянно ходила по улицам и оценивала ситуацию с профессиональной точки зрения: что, где и как надо построить», - вспоминала позже Надежда Павловна. Первое здание по ее проекту - 32-квартирный трехэтажный жилой дом в духе русского классицизма с кассами «Аэрофлота» на первом этаже - было спланировано в 1947-1948 годах, а в 1950-м здание по ул. Красной, 127, уже обживали работники завода «Октябрь». А Сухановская уже проектировала новые кварталы дальше вверх по ул. Красной и кубик из шести многоэтажек на 323 квартиры для Дубинки, что до сих пор стоят в квартале № 1054.
Проектировала и мечтала уехать домой; однажды Надежда Павловна не выдержала и пошла на прием к первому секретарю крайкома Николаю Игнатову: «Устала ютиться по чужим углам, отпустите». Николай Григорьевич ответил: «Мы четырех не возьмем, но вас не отпустим. А квартиру дадим». Так случилось, что еще несколько лет спустя член архитектурно-технических советов Краснодарского краевого и городского исполкомов Надежда Сухановская стала первым доцентом, не защитив диссертации: рецензентами ее проектов были живущие в построенных по ним домах горожане.
Это просто «Сказка»
Следующий проект Надежды Павловны - сданный в 1948 году восьмиквартирный двухэтажный дом для партийных работников по ул. Красной, 200 (он и сейчас стоит рядом с супермаркетом возле «Авроры»). Это сейчас старый центр, а тогда из окон открывался вид на пшеничные поля и выгон, зато инфраструктура была близка к идеалу: у каждой квартиры с водопроводом, паровым отоплением и лоджией - отдельный вход, во дворе - прачечная, беседка, фонтаны, детская площадка, сад и цветники. И из-за удаленности в дом заехала не партийная элита, а чиновники рангом пониже.
В 1950-м все тот же Игнатов собрал главу «Краснодаргражданпроекта» Александра Титова, Александра Ожиганова и Надежду Сухановскую: «Вы, Александр Васильевич, возьметесь за восстановление из руин Зимнего театра (ныне филармония. - Прим. автора). А вы, Александр Николаевич и Надежда Павловна, - библиотеки им. Пушкина». В итоге Сухановская участвовала в обоих проектах: для библиотеки придумала вид фасада и интерьеры, для филармонии - фасад, дизайн вестибюля и зеркального зала. По злой иронии судьбы позже в мемориальную доску на стене филармонии вкралась ошибка:«Памятник архитектуры, восстановлен в 1954 г. Автор проекта - А. Титов, при участии Н. Сухановского» - граверы сделали первую женщину-архитектора мужчиной.
Другим проектом А. В. Титова и Н. Т. Сухановской стал четырехэтажный Дом политпросвещения по ул. Комсомольской. Не отказывала Надежда Павловна и другим коллегам, придумывая эскизы лепного декора для их проектов. Работала и с малой формой: в 1951 году по ее эскизам сделали изящную пятиарочную конструкцию входа в парк им. Горького (ныне Городской сад). Один из выставочных павильонов краевой сельскохозяйственной выставки в Первомайском парке (ныне детский центр «Сказка» в Чистяковской роще) - тоже работа Сухановской.
Дом Союзов разобрали и… собрали
В 1951 году Надежда Павловна взялась за проект реконструкции построенного еще в 1932 году стадиона «Динамо»: ей впервые дали полную свободу в планировке и декорировании. Когда 2 мая 1952 года «Динамо» открылся, то стал вмещать на треть больше зрителей - девять тысяч. Восточная, Западная и Центральная трибуны получили изящные беседки с коринфскими колоннами, внутри которых расположились душевые и раздевалки. Год спустя достроили Северную трибуну, отремонтировав беговые дорожки.
До 1954-го, параллельно с «Динамо», Сухановская работала над проектом Дома союзов (ул. Красная, 143). Она предложила семиэтажное здание с центральным портиком из четырех колонн в духе любимого ею классицизма, и работа закипела. Когда строение стало обретать очертания, начались гонения на любые архитектурные излишества, напоминавшие о «сталинском ампире», и в крае приняли решение: от портика избавиться. Чтобы убрать его, пришлось разбирать практически готовое здание, что увеличило смету в разы и отодвинуло открытие Дома союзов на несколько лет.
С еще одним портиком - на сельскохозяйственном техникуме (ул. Кирова, 138, ныне здесь НПК «ПАНХ») - у Сухановской вышла точно такая же история: в 1952 году ей отдали на откуп недостроенный объект, а когда строительство близилось к завершению, попросили убрать богато оформленные лепниной четырехколонные капители на западном и восточном фасадах. Злосчастные портики убрали, а годы спустя восстановили лишь один - на западном фасаде.
Как пятнадцатиэтажка стала пятиэтажной
И все-таки самой значимой работой Надежды Сухановской стало здание Дома советов - прежде крайисполкома, ныне - администрации Краснодарского края. Под него отвели участок на месте домовой церкви Войсковой гимназии и объявили конкурс проектов, в котором вместе с Надеждой Павловной вновь участвовали А. В. Титов и А. Н. Ожиганов. Конкурсная комиссия выбрала именно эскиз Сухановской, составленный ею в 1953-1954 годах, шедший под номером тринадцать: пятнадцатиэтажное в центральной части здание со шпилем, увенчанным звездой.
Однако имперский стиль не понравился Москве по причине все тех же архитектурных излишеств, и проект отправили на доработку. После всех исправлений Дом советов лишился шпиля, портика у центрального входа, ажурного парапета выше карниза и лепнины, а заодно «присел» до пяти этажей. В 1956 году вырыли котлован под Дом советов, а 1961-м здание со сделанными Сухановской интерьерами сдали в эксплуатацию. Но буквально через несколько лет оно оказалось неспособным вместить весь краевой партийный аппарат. Что делать? Вновь обратились к Сухановской и Титову.
Те разработали проект надстройки еще двух этажей, и в 1970-1971 годах реконструкция Дома советов была завершена, и с тех пор здание сохраняет неизменный вид. Как и большинство районных администраций, также построенных в кубанских городах по типовому проекту Надежды Павловны, отдел капитального строительства крайисполкома поставил перед ней задачу - уложиться в смету в три тысячи рублей, поэтому ни о каких украшательствах и прочем декоре речи и не шло.
#СПОКК #Кубань_в_лицах2023 #КУБАНЬ_РОССИЯ